ЗАКОН УКРАИНЫ от 24 февраля 1994 года № 4004-XII (Извлечение) Кодифицировано по состоянию на 23.07.2007 г. Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия, определяет соответствующие права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан, устанавливает порядок организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине. РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬЯ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ В настоящем Законе термины и понятия употребляются в следующем значении: санитарное и эпидемическое благополучие населения — это состояние здоровья населения и среды жизнедеятельности человека, при котором показатели заболеваемости находятся на установившемся уровне для данной территории, условия проживания благоприятны для населения, а параметры факторов среды жизнедеятельности находятся в пределах, определенных санитарными нормами; среда жизнедеятельности человека (далее — среда жизнедеятельности) — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей среды (природной и искусственно созданной), которые непосредственно окружают человека и определяют условия его проживания, питания, труда, отдыха, учебы, воспитания и т. п.; факторы среды жизнедеятельности — любые биологические (вирусные, прионные, бактериальные, паразитарные, генетически модифицированные организмы, продукты, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и другие виды излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха, обучения, воспитания и т. п.) и другие факторы, которые влияют или могут влиять на здоровье человека или на здоровье будущих поколений; вредное влияние на здоровье человека — влияние факторов среды жизнедеятельности, создающее угрозу здоровью, жизни или трудоспособности человека либо здоровью будущих поколений; безопасные условия для человека — состояние среды жизнедеятельности, при котором отсутствует опасность вредного влияния ее факторов на человека; благоприятные условия жизнедеятельности человека — состояние среды жизнедеятельности, при котором отсутствует какое-либо вредное влияние ее факторов на здоровье человека и имеются возможности для обеспечения нормальных и восстановления нарушенных функций организма; санитарно-эпидемическая ситуация — состояние среды жизнедеятельности и обусловленное им состояние здоровья населения на определенной территории в конкретно определенное время; санитарно-эпидемиологический норматив (гигиенический норматив, эпидемиологический показатель, противоэпидемический норматив) — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего фактор среды жизнедеятельности согласно медицинским критериям (параметрам) ее безопасности для здоровья человека и здоровья будущих поколений, а также состояние здоровья населения по критериям заболеваемости, распространенности болезней, физического развития, иммунитета и т. п.; государственные санитарные нормы и правила, санитарно-эпидемиологические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы, санитарно-эпидемиологические правила и нормы, противоэпидемические правила и нормы, гигиенические и противоэпидемические правила и нормы, государственные санитарно-эпидемиологические нормативы, санитарные регламенты (далее — санитарные нормы) — обязательные для выполнения нормативно-правовые акты центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения, устанавливающие медицинские требования безопасности относительно среды жизнедеятельности и отдельных ее факторов, несоблюдение которых создает угрозу здоровью и жизни человека и будущих поколений, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных болезней и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения; требования безопасности для здоровья и жизни человека — разработанные на основе медицинской науки критерии, показатели, предельно допустимые границы, санитарно-эпидемиологические нормативы, правила, нормы, регламенты и т. п. (медицинские требования относительно безопасности для здоровья и жизни человека), разработки, обоснования, контроль и надзор за которыми относится исключительно к медицинской профессиональной компетенции; опасный фактор — любой химический, физический, биологический фактор, вещество, материал или продукт, который влияет или при определенных условиях может негативно влиять на здоровье человека; санитарные и противоэпидемические (профилактические) меры (далее — санитарные меры) — комплекс организационных, административных, инженерно-технических, медицинских, нормативных, экологических, ветеринарных и других мер, направленных на устранение или уменьшение вредного влияния на человека факторов среды жизнедеятельности, предотвращение возникновения и распространения инфекционных болезней и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; государственная санитарно-эпидемиологическая экспертиза — это вид профессиональной деятельности органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы, который заключается в комплексном изучении объектов экспертизы с целью выявления возможных опасных факторов в этих объектах, установлении соответствия объектов экспертизы требованиям санитарного законодательства, а в случае отсутствия соответствующих санитарных норм — в обосновании медицинских требований относительно безопасности объекта для здоровья и жизни человека; заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы — документ установленной формы, удостоверяющий соответствие (несоответствие) объекта государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы медицинским требованиям безопасности для здоровья и жизни человека, утверждается соответствующим главным государственным санитарным врачом и является обязательным для выполнения владельцем объекта экспертизы; объект государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы — какая-либо деятельность, технология, продукция и сырье, проекты строительства, проекты нормативных документов, реализация (функционирование, использование) которых может вредно повлиять на здоровье человека, а также действующие объекты и действующие нормативные документы в случаях, когда их вредное влияние установлено в процессе функционирования (использования), а также в случае окончания установленного срока действия заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы; санитарно-эпидемиологический сертификат (далее — гигиенический сертификат) — разовый документ строгой отчетности, выданный органами, учреждениями и заведениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, который подтверждает безопасность для здоровья и жизни человека отдельных видов товаров широкого потребления (пищевых продуктов и напитков, парфюмерно-косметических изделий, товаров детского ассортимента, изделий бытового назначения и т. п.) на основании результатов проведенных санитарно-химических, токсикологических, физико-химических, радиологических, микробиологических и прочих исследований; массовые неинфекционные заболевания (отравления) — массовые заболевания, возникновение которых обусловлено влиянием биологических, физических, химических или социальных факторов среды жизнедеятельности, в том числе объектов хозяйственной и других видов деятельности, продукции, работ, услуг; государственная санитарно-эпидемиологическая экспертиза относительно безопасности пищевых продуктов — профессиональная деятельность, которую осуществляют органы, учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы с целью предупреждения, уменьшения и устранения возможного вредного влияния на здоровье человека пищевого продукта и которая заключается в оценке риска, определении соответствующих санитарных мер и/или технических регламентов относительно производства и/или введения в обращение пищевых продуктов и проведении проверки (расширенного контроля) на соответствие этим мерам и регламентам предоставленного производителем или поставщиком образца пищевого продукта, вспомогательных средств и материалов для производства и обращения пищевых продуктов, а также новых технологий и технологического оборудования; заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы относительно безопасности пищевых продуктов — документ установленной формы, в котором на основании результатов анализа риска и проверки (расширенного контроля) предоставленного производителем или поставщиком образца пищевого продукта, вспомогательных средств и материалов для производства и обращения пищевых продуктов, его производственной технологии и технологического оборудования, используемого при его производстве, определяется перечень санитарных мер и технических регламентов, соблюдать которые должны производитель и поставщик для обеспечения безопасности пищевого продукта; объекты санитарных мер — пищевые продукты, в том числе для специального диетического потребления, функциональные пищевые продукты, а также пищевые добавки, ароматизаторы, диетические добавки и вспомогательные материалы для переработки пищевых продуктов, вспомогательные средства и материалы для производства и обращения пищевых продуктов; риск — возможность возникновения и достоверные масштабы последствий от негативного влияния объектов санитарных мер в течение определенного периода времени; анализ риска — процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: оценка риска, управление риском и уведомление о риске; оценка риска — научно обоснованный процесс, состоящий из идентификации и характеристики опасности, оценки влияния, характеристики риска; управление риском — процесс выбора альтернативных решений на основании результатов оценки риска и, в случае необходимости, выбора и внедрения соответствующих средств управления (контроля), включая регуляторные меры; уведомление о риске — взаимный обмен информацией о риске между специалистами по оценке риска, лицами, осуществляющими управление риском, заинтересованными торговыми партнерами и другими заинтересованными сторонами; санитарная мера безопасности пищевых продуктов (далее — санитарная мера) — применение каких-либо законов, постановлений и других нормативно-правовых актов, требований и процедур для защиты жизни и здоровья людей от риска, возникающего от потребления пищевых добавок, загрязняющих веществ, токсинов или болезнетворных организмов в пищевых продуктах, подконтрольных санитарной службе, и пищевых продуктов, подконтрольных ветеринарной службе, выполнение которых является обязательным. Санитарные меры включают, в частности, обязательные параметры безопасности конечного продукта; методы переработки и производства; процедуры экспертизы, инспектирования, сертификации и принятия; положение относительно соответствующих статистических методов; процедуры отбора образцов и методов оценки риска; требования относительно упаковки и этикетировки, непосредственно касающиеся безопасности пищевых продуктов; технический регламент — нормативно-правовой акт, утвержденный центральным органом исполнительной власти по вопросам технического регулирования и потребительской политики, в котором указываются характеристики продукта или связанные с ним процессы и методы производства, включая соответствующие административные положения, выполнение которых является обязательным. Технический регламент не содержит требований относительно безопасности пищевых продуктов, установленных согласно санитарным мерам, и может включать или определять требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке или этикетировке относительно продукта, процесса или метода производства; пограничные инспекционные посты — мощности (объекты), которые расположены в пункте пропуска через государственную границу, включая пункты на автомобильных путях, железнодорожных станциях, аэропортах, морских и речных портах, где осуществляется соответствующий контроль (инспектирование) импортированных и экспортированных грузов с объектами санитарных мер, перемещаемых через государственную границу Украины; пищевой продукт (еда) — любое вещество или продукт (сырой, включая сельскохозяйственное сырье, необработанный, полуобработанный или обработанный), предназначенные для потребления человеком. Пищевой продукт включает напиток, жевательную резинку и любое другое вещество, в частности воду, которые умышленно включены в пищевой продукт во время производства, подготовки или обработки; пищевая добавка — любое вещество, которое не считается пищевым продуктом или его составной частью, но добавляется к пищевому продукту с технологической целью в процессе производства и которое в итоге становится неотъемлемой частью продукта (термин не включает загрязняющие вещества, пестициды или вещества, добавленные к пищевым продуктам для улучшения их питательных свойств); ароматизаторы — ароматические вещества, ароматические препараты, технологические ароматизаторы, коптильные ароматизаторы и их смеси; диетическая добавка — витаминные, витаминно-минеральные или травяные добавки отдельно и/или в сочетании в форме пилюль, таблеток, порошков, которые принимаются перорально вместе с едой или добавляются в еду в пределах физиологичных норм для дополнительного, по сравнению с обычным питанием, употребления этих веществ; диетические добавки также содержат или включают разные вещества или смеси веществ, в том числе протеин, углеводы, аминокислоты, съедобные масла и экстракты растительных и животных материалов, которые считаются необходимыми или полезными для питания и общего здоровья человека; вспомогательные материалы для переработки пищевых продуктов — любой материал, исключая материалы пищевого оборудования и инвентаря, которые не потребляются, а используются во время производства или переработки пищевого продукта либо его составляющих для достижения определенной производственной цели, в результате чего образуются остатки или производные вещества в конечном продукте; вспомогательные средства и материалы для производства и обращения пищевых продуктов — материалы или вещества, включая оборудование и инвентарь, единицы упаковки (контейнеры), которые контактируют с пищевыми продуктами и таким образом могут влиять на их безопасность. СТАТЬЯ 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНОГО И ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Законодательство Украины об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения (санитарное законодательство) базируется на Конституции Украины и состоит из Основ законодательства Украины об охране здоровья, настоящего Закона, законов Украины "О защите населения от инфекционных болезней», «О борьбе с заболеванием туберкулезом», «О предотвращении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) и социальной защите населения», других нормативно-правовых актов и санитарных норм. СТАТЬЯ 3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНОГО И ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Финансирование санитарных и противо-эпидемических мер, а также программ обеспечения санитарного и эпидемического благополучия, других программ, направленных на профилактику заболеваний населения, осуществляется за счет государственного и местных бюджетов, денежных средств предприятий, учреждений и организаций, а также внебюджетных денежных средств. <...> РАЗДЕЛ II ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНОГО И ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАТЬЯ 4. ПРАВА ГРАЖДАН Граждане имеют право на: безопасные для здоровья и жизни пищевые продукты, питьевую воду, условия труда, учебы, воспитания, быта, отдыха и окружающую природную среду; участие в разработке, обсуждении и общественной экспертизе проектов программ и планов обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, внесение предложений по этим вопросам в соответствующие органы; возмещение вреда, нанесенного их здоровью в результате нарушения предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами санитарного законодательства; достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья, здоровья населения, а также об имеющихся и возможных факторах риска для здоровья и их степень. Законодательством Украины гражданам могут быть предоставлены и другие права относительно обеспечения санитарного и эпидемического благополучия. <...> СТАТЬЯ 6. ПРАВА ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ Предприятия, учреждения и организации имеют право на: получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления, а также соответствующих органов и заведений здравоохранения информации о состоянии здоровья населения, санитарной и эпидемической ситуации, нормативно-правовых актах по вопросам обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения и санитарных нормах; возмещение убытков, нанесенных им в результате нарушений санитарного законодательства предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. СТАТЬЯ 7. ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ Предприятия, учреждения и организации обязаны: согласно предложениям должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы разрабатывать и осуществлять санитарные и противоэпидемические меры; в случаях, предусмотренных санитарными нормами, обеспечивать лабораторный контроль за выполнением требований этих норм относительно безопасности использования (хранение, транспортировка и т. п.) вредных для здоровья веществ и материалов, образуемых в результате их деятельности выбросов, сбросов, отходов и факторов, а также готовой продукции; по требованию должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы предоставлять безвозмездно образцы используе-мых сырья и материалов, а также продукции, которая выпускается или реализуется, для проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы; выполнять распоряжения и указания должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы при осуществлении ими государственного санитарно-эпидемиологического надзора; отстранять согласно представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы от работы, обучения, посещения дошкольных заведений лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, больных опасными для окружающих инфекционными болезнями, или лицами, которые были в контакте с такими больными, с выплатой в установленном порядке пособия по социальному страхованию, а также лиц, уклоняющихся от обязательного медицинского осмотра или прививки против инфекций, перечень которых устанавливается центральным органом исполнительной власти в отрасли здравоохранения; немедленно информировать органы, учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы о чрезвычайных событиях и ситуациях, составляющих угрозу здоровью населения, санитарному и эпидемическому благополучию; возмещать в установленном порядке работникам и гражданам вред, нанесенный их здоровью в результате нарушения санитарного законодательства. Собственники предприятий, учреждений и организаций и уполномоченные ими органы обязаны обеспечивать их необходимыми для разработки и осуществления санитарных и противоэпидемических (профилактических) мер санитарными нормами. СТАТЬЯ 8. ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН, ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ Решения и действия должностных лиц органов исполнительной власти, местного самоуправления, а также граждан, которыми нарушены права предприятий, учреждений, организаций или граждан по вопросам обеспечения санитарного и эпидемического благополучия, могут быть обжалованы в порядке, установленном законом. РАЗДЕЛ III ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНОГО И ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ СТАТЬЯ 9. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ Гигиенической регламентации подлежит любой опасный фактор физической, химической, биологической природы, присутствующий в среде жизнедеятельности человека. Она осуществляется с целью ограничения интенсивности или продолжительности действия таких факторов путем установления критериев их допустимого влияния на здоровье человека. Гигиеническая регламентация опасных факторов обеспечивается центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения согласно положению, утверждаемому Кабинетом Министров Украины. Перечень учреждений и организаций, которые проводят работы по гигиенической регламентации опасных факторов, определяется центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации. Государственная регистрация предусматривает создание и ведение единого Государственного реестра опасных факторов, в котором приводятся названия опасных химических веществ и биологических факторов, данные об их назначении, свойства, методы индикации, биологическое действие, степень опасности для здоровья человека, характер поведения в окружающей среде, производство, гигиенические регламенты применения и т. п. Государственная регистрация опасного фактора может быть осуществлена только при наличии установленных для него гигиенических регламентов. Использование в народном хозяйстве и быту какого-либо опасного фактора химической и биологической природы допускается только при наличии сертификата, удостоверяющего его государственную регистрацию. Государственная регистрация опасных факторов осуществляется в порядке, утверждаемом Кабинетом Министров Украины. СТАТЬЯ 10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Государственная санитарно-эпидемиологическая экспертиза заключается в комплексном изучении документов (проектов, технологических регламентов, инвестиционных программ и т. п.), а также действующих объектов и связанных с ними опасных факторов на соответствие требованиям санитарных норм. Государственная санитарно-эпидемиологическая экспертиза предусматривает: определение безопасности хозяйственной и прочей деятельности, условий труда, обучения, воспитания, быта, которые прямо или побочно негативно влияют или могут повлиять на здоровье населения; установление соответствия объектов экспертизы требованиям санитарных норм; оценку полноты и обоснованности санитарных и противоэпидемических (профилактических) мер; оценку возможного негативного влияния опасных факторов, связанных с деятельностью объектов экспертизы, определение степени создаваемого ими риска для здоровья населения. СТАТЬЯ 11. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Государственной санитарно-эпидемиологической экспертизе подлежат: проекты межгосударственных, государственных целевых, региональных, местных и отраслевых программ социально-экономического развития; инвестиционные проекты и программы в случаях и порядке, установленных законодательством; схемы, предпроектная документация, касающаяся районного планирования и застройки населенных пунктов, курортов и т. п.; проектная документация на отведение земельных участков, технико-экономические обоснования и расчеты, проекты строительства, расширения, реконструкции объектов любого назначения; проекты нормативно-технической, инструктивно-методической документации, касающейся здоровья и среды жизнедеятельности человека; продукция, полуфабрикаты, вещества, материалы и опасные факторы, использование, передача или сбыт которых может причинить вред здоровью людей; документация на розрабатываемые технику, технологии, оборудование, инструменты и т. п.; действующие объекты, в том числе военного и оборонного назначения. СТАТЬЯ 12. ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Государственная санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится учреждениями и заведениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, а в особо сложных случаях — комиссиями, созданными главным государственным санитарным врачом. К проведению государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы могут привлекаться с их согласия специалисты научных, проектно-конструкторских, других учреждений и организаций независимо от их подчинения, представители общественности, эксперты международных организаций. Решение о необходимости и периодичности проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы действующих объектов принимается соответствующими должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы. Перечень учреждений, организаций, лабораторий, которые могут привлекаться к проведению государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, устанавливается главным государственным санитарным врачом Украины. Заключение относительно результатов государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы утверждается соответствующим главным государственным санитарным врачом. Порядок проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы регулируется законодательством Украины. СТАТЬЯ 13. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТЬЮ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ Виды хозяйственной деятельности, связанные с потенциальной опасностью для здоровья людей, подлежат лицензированию в случаях, установленных законом. В лицензионные условия относительно видов хозяйственной деятельности, осуществление которых связано с потенциальной опасностью для здоровья людей, обязательно включаются требования по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения. СТАТЬЯ 14. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТАХ И ДРУГИХ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ Требования безопасности для здоровья и жизни населения являются обязательными в государственных стандартах и других нормативно-технических документах на изделия, сырье, технологии, прочие объекты среды жизнедеятельности человека. Проекты государственных стандартов и других нормативно-технических документов на все виды новой (модернизированной) продукции подлежат обязательной государственной санитарно-эпидемиологической экспертизе. Продукция, на которую в государственных стандартах и в других нормативно-технических документах имеются требования относительно безопасности для здоровья и жизни населения, подлежит обязательной сертификации. Надзор за соблюдением требований санитарных норм в стандартах и других нормативно-технических документах, соответствием продукции требованиям безопасности для здоровья и жизни населения осуществляют исключительно органы, учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы. В случае когда в государственном стандарте отсутствуют необходимые обязательные требования безопасности для здоровья и жизни человека или указанные требования не соответствуют санитарным нормам, действие таких государственных стандартов приостанавливается в соответствии с законом главным государственным санитарным врачом Украины и они подлежат отмене в установленном законом порядке. Главный государственный санитарный врач Украины согласовывает методы контроля и опробования продукции относительно ее безопасности для здоровья и жизни населения, инструкции (правила) использования продукции повышенной опасности. Перечень учреждений, организаций и заведений, уполномоченных проводить опробование продукции на соответствие требованиям без-опасности для здоровья и жизни населения, согласовывается главным государственным санитарным врачом Украины. СТАТЬЯ 15. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ, РАЗРАБОТКЕ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА И ТЕХНОЛОГИЙ Предприятия, учреждения, организации и граждане при разработке и использовании новых технологий, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и техническом переоборудовании предприятий, производственных объектов и сооружений любого назначения, планировании и застройке населенных пунктов, курортов, проектировании и строительстве канализационных, очистительных, гидротехнических сооружений, прочих объектов обязаны соблюдать требования санитарного законодательства. <...> СТАТЬЯ 16. УСЛОВИЯ ВВОЗА ПРОДУКЦИИ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Предприятия, учреждения, организации и граждане могут ввозить из-за границы сырье, продукцию (изделия, оборудование, технологические линии и т. п.) и реализовывать или использовать их в Украине только при наличии данных относительно безопасности для здоровья населения. Перечень и содержание этих данных устанавливается главным государственным санитарным врачом Украины. В случае отсутствия указанных данных ввоз, реализация и использование продукции заграничного производства разрешается только после получения положительного заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы. К товарам, продукции, сырью, импортируемым в Украину, применяются требования относительно их безопасности для здоровья и жизни человека, а также к процедурам контроля, экспертиз, предоставления разрешений, установления санитарно-эпидемиологических нор-мативов, регламентов аналогично тем требованиям, которые применяются к соответствующим товарам, продукции, сырью, произведенным в Украине. СТАТЬЯ 17. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМУ СЫРЬЮ И ПИЩЕВЫМ ПРОДУКТАМ, УСЛОВИЯМ ИХ ТРАНСПОРТИРОВКИ, ХРАНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ Продовольственное сырье, пищевые продукты, а также материалы, оборудование и изделия, используемые при их изготовлении, хранении, транспортировке и реализации, должны соответствовать требованиям санитарных норм и подлежат обязательной сертификации. Предприятия, учреждения, организации и граждане, которые производят, хранят, транспортируют или реализуют пищевые продукты и продовольственное сырье, несут ответственность за их безопасность для здоровья и жизни населения, соответствие требованиям санитарных норм. Разработка и производство новых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов их производства и обработки, а также материалов, которые контактируют с продовольственным сырьем или пищевыми продуктами во время изготовления, хранения, транспортировки и реализации, разрешаются главным государственным санитарным врачом на основании положительного заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы. СТАТЬЯ 18. ТРЕБОВАНИЯ К ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОМУ ВОДОСНАБЖЕНИЮ И МЕСТАМ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Органы исполнительной власти, местного самоуправления обязаны обеспечить жителей городов и других населенных пунктов питьевой водой, количество и качество которой должны соответствовать требованиям санитарных норм и государственного стандарта. Производственный контроль за качеством питьевой воды в процессе ее добывания, обработки и в распределительных сетях осуществляют предприятия водоснабжения. Вода открытых водоемов, используемая для хозяйственно-питьевого водоснабжения, купания, спортивных занятий, организованного отдыха, с лечебной целью, а также вода водоемов в пределах населенных пунктов должна соответствовать санитарным нормам. Предприятия, учреждения, организации, которые используют водоемы (в том числе моря) для сброса сточных, дренажных, поливных и других загрязненных вод, должны обеспечить качество воды в местах водопользования в соответствии с требованиями санитарных норм. Для водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения, их источников устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом. Порядок установления и режим этих зон определяются законодательством Украины. СТАТЬЯ 19. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АТМОСФЕРНОМУ ВОЗДУХУ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, ВОЗДУХ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ДРУГИХ ПОМЕЩЕНИЯХ Атмосферный воздух в населенных пунктах, на территориях предприятий, учреждений, организаций и прочих объектов, воздух в производственных и других помещениях длительного или временного пребывания людей должен соответствовать санитарным нормам. Предприятия, учреждения, организации и граждане при осуществлении своей деятельности обязаны принимать необходимые меры относительно предотвращения и устранения причин загрязнения атмосферного воздуха, физического влияния на атмосферу в населенных пунктах, рекреационных зонах, а также воздух в жилых и производственных помещениях, в учебных, лечебно-профилактических и прочих заведениях, других местах длительного или временного пребывания людей. <...> СТАТЬЯ 22. ТРЕБОВАНИЯ К ЖИЛЫМ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ, ТЕРРИТОРИЯМ, СРЕДСТВАМ ПРОИЗВОДСТВА И ТЕХНОЛОГИЯМ Органы исполнительной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны содержать предоставленные в пользование или принадлежащие им на правах собственности жилые, производственные, бытовые и прочие помещения в соответствии с требованиями санитарных норм. <...> СТАТЬЯ 23. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Предприятия, учреждения, организации, которые производят, хранят, транспортируют, используют радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений, осуществляют их захоронение, уничтожение или утилизацию, обязаны соблюдать нормы радиационной безопасности, соответствующих санитарных правил, а также нормы, установленные другими актами законодательства, содержащими требования радиационной безопасности. Работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений осуществляются с разрешения государственной санитарно-эпидемиологической службы и других специально уполномоченных органов. Случаи нарушений норм радиационной безопасности, санитарных правил работы с радиоактивными веществами, другими источниками ионизирующих излучений, а также радиационные аварии подлежат обязательному расследованию при участии должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. <...> СТАТЬЯ 25. ПРИМЕНЕНИЕ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ, БИОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ Органы исполнительной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане в случае применения химических веществ и материалов, продуктов биотехнологии обязаны соблюдать санитарные нормы. Производство, хранение, транспортировка, использование, захоронение, уничтожение и утилизация ядовитых веществ, в том числе продуктов биотехнологии и других биологических агентов, осуществляются при условии соблюдения санитарных норм и наличия разрешения государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также с разрешения других специально уполномоченных на то органов исполнительной власти в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Указанные требования распространяются также на транзитную транспортировку через территорию Украины химических, биологических, радиоактивного, других опасных для здоровья видов сырья, полезных ископаемых, веществ и материалов (в том числе нефти и нефтепродуктов, природного газа и т. п.) любыми видами транспорта и продуктопроводами. СТАТЬЯ 26. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ Обязательные медицинские осмотры организуются и осуществляются в установленном законодательством порядке. Работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических, дошкольных и учебно-воспитательных учреждений, объектов коммунально-бытового обслуживания, других предприятий, учреждений, организаций, профессиональная или другая деятельность которых связана с обслуживанием населения и может повлечь за собой распространение инфекционных заболеваний, возникновение пищевых отравлений, а также работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные (до приема на работу) и периодические медицинские осмотры. Обязательные ежегодные медицинские осмотры проходят также лица в возрасте до 21 года. <...> СТАТЬЯ 27. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРИВИВКИ Профилактические прививки с целью предотвращения заболеваний туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией, коклюшем, столбняком и корью в Украине являются обязательными. Обязательной профилактической прививке для предотвращения распространения других инфекционных заболеваний подлежат отдельные категории работников в связи с особенностями производства или выполняемой ими работы. В случае необоснованного отказа от прививки по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы они к работе не допускаются. Группы населения и категории работников, подлежащие профилактическим прививкам, в том числе обязательным, а также порядок и сроки их проведения определяются центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. <...> СТАТЬЯ 28. ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ И ЛЕЧЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЬНЫХ И НОСИТЕЛЕЙ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ Лица, болеющие особо опасными и опасными инфекционными болезнями или являющиеся носителями возбудителей этих болезней, отстраняются от работы и другой деятельности, если она может привести к распространению таких болезней. Они подлежат медицинскому надзору и лечению за счет государства с выплатой помощи из денежных средств социального страхования в порядке, устанавливаемом законодательством. Такие лица признаются временно или постоянно непригодными по состоянию здоровья к профессиональной или другой деятельности, вследствие которой может создаваться повышенная опасность для окружающих в связи с особенностями производства или выполняемой работы. Лица, больные особо опасными инфекционными болезнями, в случае отказа от госпитализации подлежат принудительному стационарному лечению, а носители возбудителей указанных болезней и лица, имевшие контакт с такими больными, — обязательному медицинскому надзору и карантину в установленном порядке. Перечень особо опасных и опасных инфекционных заболеваний, условия признания лица больным инфекционной болезнью или носителем возбудителя инфекционной болезни, противоэпидемические и карантинные правила уста-навливаются в порядке, определенном законодательством. СТАТЬЯ 29. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ ОТ ЗАНЕСЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ Въезд на территорию Украины иностранных граждан и граждан Украины, а также транспортных средств из стран (местностей), где зарегистрированы особо опасные болезни, разрешается при наличии документов, предусмотренных международными соглашениями и санитарным законодательством Украины. <...> СТАТЬЯ 30. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОСОБО ОПАСНЫХ, ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, МАССОВЫХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ОТРАВЛЕНИЙ) И РАДИАЦИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ Для оперативного контроля и координирования деятельности органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и граждан относительно предотвращения и ликвидации особо опасных, опасных инфекционных болезней, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и радиационных поражений людей при Кабинете Министров Украины может создаваться Государственная чрезвычайная противоэпидемическая комиссия. Государственную чрезвычайную противоэпидемическую комиссию при Кабинете Министров Украины возглавляет вице-премьер-министр Украины согласно полномочиям. Состав Государственной чрезвычайной противо-эпидемической комиссии при Кабинете Министров Украины утверждается в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Главный государственный санитарный врач Украины и его заместители входят в состав Государственной чрезвычайной противоэпидемической комиссии при Кабинете Министров Украины согласно должности соответственно как заместитель председателя и члены комиссии. Государственные чрезвычайные противо-эпидемические комиссии могут создаваться также в Автономной Республике Крым, областях, городах и районах. Положение о Государственной чрезвычайной противоэпидемической комиссии при Кабинете Министров Украины и типовые положения о государственных чрезвычайных противоэпидемических комиссиях при Совете министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных администрациях утверждаются Кабинетом Министров Украины. В случае возникновения или угрозы возникновения или распространения особо опасных и опасных инфекционных болезней, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационных поражений населения органы исполнительной власти, органы местного самоуправления по представлению соответствующих главных государственных санитарных врачей в рамках своих полномочий могут вводить в установленном законом порядке на соответствующих территориях или объектах особые условия и режимы труда, обучения, передвижения и перевозки, направленные на предотвращение и ликвидацию этих заболеваний и поражений. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечивать своевременное проведение массовых профилактических прививок, дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных, других необходимых санитарных и противоэпидемических мероприятий. В случае угрозы возникновения или распространения особо опасных и опасных инфекционных болезней, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) или радиационных поражений соответствующими главными государственными санитарными врачами на отдельных территориях могут вводиться внеочередные профилактические прививки, другие санитарные мероприятия в соответствии с законом. РАЗДЕЛ IV ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ СТАТЬЯ 31. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ Систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины составляют: центральный орган исполнительной власти в области здравоохранения; учреждения и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы центрального органа в области здравоохранения; соответствующие учреждения, заведения, части и подразделения центральных органов исполнительной власти в области обороны, в области внутренних дел, по делам охраны государственной границы, по вопросам выполнения наказаний, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины; государственные научные учреждения санитарно-эпидемиологического профиля. Должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, другие работники государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с настоящим Законом. Центральным органом исполнительной власти в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения является центральный орган исполнительной власти в области здравоохранения. На учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения возлагаются функции соответствующих административно-территориальных, транспортных и объектных органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора. На учреждения, заведения и подразделения государственной санитарно-эпидемиологической службы других государственных органов, указанных в части первой настоящей статьи, возлагаются функции органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подчиненных им территориях, объектах, в частях и подразделениях. <...> Учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляют свою деятельность на основании положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине и положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины, утверждаемых Кабинетом Министров Украины, а также положений о государственной санитарно-эпидемиологической службе других государственных органов, указанных в части первой настоящей статьи, утверждаемых руководителем соответствующего государственного органа по согласованию с главным государственным санитарным врачом Украины. СТАТЬЯ 32. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ УКРАИНЫ Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Украины возглавляет главный государственный санитарный врач Украины, которым согласно должности является первый заместитель руководителя центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения. <...> Главный государственный санитарный врач Украины по вопросам государственного санитарно-эпидемиологического надзора подотчетен непосредственно Кабинету Министров Украины. Главный государственный санитарный врач Украины имеет первого заместителя и заместителей. Первый заместитель и заместители главного государственного санитарного врача Украины назначаются на должности и увольняются с должностей Кабинетом Министров Украины по представлению главного государственного санитарного врача Украины по согласованию с руководителем центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Главный государственный санитарный врач Украины в рамках своих полномочий издает приказы по вопросам деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, обязательные для выполнения всеми юридическими и физическими лицами постановления, распоряжения, заключения, предписания и т. п. относительно соблюдения требований санитарного законодательства, проведения санитарных мероприятий, вносит предложения центральным и местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, другим государственным органам относительно обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения в Украине. Главный государственный санитарный врач Украины представляет государственную санитарно-эпидемиологическую службу в центральных и местных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, других государственных органах, в том числе в суде, хозяйственном суде. Для рассмотрения и решения важнейших вопросов обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения и деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы создается коллегия государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины. Коллегию возглавляет главный государственный санитарный врач Украины. Положение о коллегии государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины и ее персональный состав утверждает Кабинет Министров Украины по представлению главного государственного санитарного врача Украины. Коллегии государственной санитарно-эпидемиологической службы создаются также в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, на водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Коллегии возглавляют соответствующие главные государственные санитарные врачи. Положение об этих коллегиях и их персональном составе утверждает главный государственный санитарный врач Украины. <...> Руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой Автономной Республики Крым осуществляет главный государственный санитарный врач Автономной Республики Крым, который назначается на должность и увольняется с должности приказом главного государственного санитарного врача Украины. Руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой области, городов Киева и Севастополя осуществляет главный государственный санитарный врач соответствующей административной территории, который назначается на должность и увольняется с должности приказом главного государственного санитарного врача Украины. Руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой на водном, железнодорожном, воздушном транспорте осуществляется главным государственным санитарным врачом соответствующего вида транспорта, который назначается на должность и увольняется с должности приказом главного государственного санитарного врача Украины. Заместители главных государственных санитарных врачей соответствующего вида транспорта в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе назначаются на должность и увольняются с должности приказом главного государственного санитарного врача Украины. Государственную санитарно-эпидемиологическую службу в районе, городе, районе в городе возглавляет главный государственный санитарный врач соответствующей административной территории, который назначается на должность и увольняется с должности приказом соответственно главного государственного санитарного врача Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя по согласованию с главным государственным санитарным врачом Украины. <...> Государственную санитарно-эпидемиологическую службу на объектах с особым режимом работы возглавляют главные государственные санитарные врачи этих объектов, которые назначаются на должность и увольняются с должности приказом главного государственного санитарного врача Украины. Перечень объектов с особым режимом работы определяется Кабинетом Министров Украины. Главные государственные санитарные врачи Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, районов, городов, районов в городах, на водном, железнодорожном, воздушном транспорте, линейных подразделениях и объектах транспорта, на объектах с особым режимом труда являются руководителями соответствующих учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Руководители других учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения назначаются на должность и увольняются с должности главным государственным санитарным врачом Украины. Государственную санитарно-эпидемиологическую службу центральных органов исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, по делам охраны государственной границы, по вопросам выполнения наказаний, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины возглавляют главные государственные санитарные врачи соответствующего государственного органа, которые назначаются на должность и увольняются с должности руководителем этого государственного органа по согласованию с главным государственным санитарным врачом Украины. <...> СТАТЬЯ 33. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Основными направлениями деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы являются: осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора; определение приоритетных мер в профилактике заболеваний, а также в здравоохранении населения от вредного влияния на него факторов окружающей среды; изучение, оценка и прогнозирование показателей здоровья населения в зависимости от состояния среды жизнедеятельности человека, установление факторов окружающей среды, вредно влияющих на здоровье населения; подготовка предложений относительно обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, предотвращение занесения и распространения особо опасных (в том числе карантинных) и опасных инфекционных болезней; контроль за устранением причин и условий возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений и радиационных поражений людей; государственный учет инфекционных и профессиональных заболеваний и отравлений; выдача заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы относительно объектов обращения с отходами; установление санитарно-гигиенических требований к продукции, которая производится из отходов, и выдача гигиеничного сертификата на нее; методическое обеспечение и осуществление контроля во время определения уровня опасности отходов. СТАТЬЯ 34. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Взаимодействие, а также разграничение сфер деятельности, полномочий и ответственности между органами, учреждениями и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы и другими специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный надзор и контроль, обеспечивается в соответствии с нормативно-правовыми актами, определяющими их компетенцию. Органы, учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы сотрудничают с государственными органами и общественными организациями, деятельность которых направлена на профилактику заболеваний, здравоохранение человека и окружающей среды, защиту прав граждан на безопасные условия их жизнедеятельности. СТАТЬЯ 35. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИМУЩЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Финансирование органов, учреждений и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения осуществляется за счет денежных средств государственного бюджета, в том числе специального фонда, а также других источников, предусмотренных законом. Финансирование учреждений, заведений, частей и подразделений государственной санитарно-эпидемиологической службы центральных органов исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, по делам охраны государственной границы, по вопросам выполнения наказаний, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины осуществляется за счет ассигнований на здравоохранение, которые выделяются указанным государственным органам из Государственного бюджета Украины. Денежные средства в специальный фонд государственного бюджета учреждения и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения отчисляют за выполнение работ и предоставление услуг в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия, которые не относятся к медпомощи населению: подготовка и выдача разрешений, заключений, гигиенических сертификатов, предусмотренных статьями 12, 16, 17, 23, 25 настоящего Закона; проведение лабораторных исследований, измерений, испытаний факторов среды жизнедеятельности человека; изучение, исследование, анализ проектов нормативных документов, проектной, технической, инструктивно-методической документации на соответствие требованиям санитарного законодательства; обоснование медицинских требований безопасности для жизни и здоровья человека, разработка гигиенических нормативов и санитарных норм; участие в аккредитации учреждений, организаций и учреждений на право испытаний продукции относительно его безопасности для жизни и здоровья человека; аттестация рабочих мест; гигиеническое обучение профессиональных групп работников; консультации по обращениям юридических и физических лиц; работы по профилактической дезинфекции, дезинсекции, дератизации; другие виды работ и услуг согласно перечню, определенному Кабинетом Министров Украины. Оплата указанных услуг осуществляется согласно тарифам и прейскурантам, утвержденным Кабинетом Министров Украины. <...> СТАТЬЯ 36. КАДРОВОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Подготовка врачей и младших медицинских специалистов для государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется в учебных заведениях медицинского профиля соответствующего уровня аккредитации. Нормативы обеспечения этими специалистами государственной санитарно-эпидемиологической службы устанавливаются центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Изучение, оценку, прогнозирование, определение критериев вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения, санитарно-эпидемиологическую экспертизу, гигиеническую регламентацию опасных факторов, научное обоснование санитарных и противо-эпидемических мероприятий, а также фундаментальные и прикладные исследования в области профилактики заболеваний населения осуществляют научные учреждения гигиеничного и эпидемиологического профиля. СТАТЬЯ 37. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Информационное обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется с целью изучения, оценки, прогнозирования санитарной и эпидемической ситуации, разработки мероприятий, направленных на предотвращение, устранение или уменьшение вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье людей, а также информирования по этим вопросам органов исполнительной власти, общественных организаций и граждан. <...> СТАТЬЯ 38. МЕРЫ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, МАТЕРИАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Главные государственные санитарные врачи, их заместители, другие должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы находятся под защитой закона. Вмешательство в действия должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, препятствующее выполнению ими служебных обязанностей, влечет за собой ответственность согласно законодательству. Нанесение телесных повреждений, оскорбление, угроза относительно должностного лица государственной санитарно-эпидемиологической службы или его близких родственников, а также уничтожение их имущества, другие насильственные действия в связи с выполнением этим лицом своих служебных обязанностей влекут за собой установленную законом ответственность. Жизнь и здоровье работников государственной санитарно-эпидемиологической службы подлежат обязательному государственному страхованию на случай увечья или профессионального заболевания, полученных при выполнении служебных обязанностей. Порядок и условия страхования устанавливаются Кабинетом Министров Украины. В случае такого увечья или профессионального заболевания работнику государственной санитарно-эпидемиологической службы выплачивается единовременное денежное пособие в размере от трехлетнего до пятилетнего его должностного оклада в зависимости от степени утраты трудоспособности. Заработная плата должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы состоит из должностных окладов, надбавок за квалификационные категории, выслугу лет и должен обеспечивать достаточные материальные условия для независимого выполнения служебных обязанностей, а также закрепления квалифицированных кадров. Размеры должностных окладов, надбавок за квалификационные категории и выслугу лет устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Главные государственные санитарные врачи, их заместители, другие должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы имеют преимущественное право на получение жилья, установку домашних телефонов. В порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы, непосредственно осуществляющие проверки объектов надзора, обеспечиваются проездными билетами на проезд соответствующими видами транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) или по их желанию получают денежную компенсацию стоимости проезда при выполнении служебных обязанностей. Во время служебных командировок они имеют право на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и размещение в гостиницах. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы на водном, железнодорожном, воздушном транспорте, объектах с особым режимом работы пользуются также всеми видами правовой и социальной защиты, материального и социального обеспечения, предоставленными работникам соответствующего вида транспорта и объекта. <...> РАЗДЕЛ V ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР СТАТЬЯ 39. ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — это деятельность органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы по контролю за соблюдением юридическими и физическими лицами санитарного законодательства с целью предупреждения, выявления, уменьшения или устранения вредного влияния опасных факторов на здоровье людей и по применению мер правового характера относительно нарушителей. Основными задачами этой деятельности являются: надзор за организацией и проведением органами исполнительной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами санитарных и противоэпидемических мероприятий; надзор за реализацией государственной политики по вопросам профилактики заболеваний населения, участие в разработке и контроль за выполнением программ, касающихся предотвращения вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения; надзор за соблюдением санитарного законодательства; проведение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, гигиенической регламентации опасных факторов и выдача разрешений на их использование. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине выборочными проверками соблюдения санитарного законодательства согласно планам органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также внепланово в зависимости от санитарной, эпидемической ситуации и согласно заявлениям граждан. Результаты проверки оформляются актом, форма и порядок составления которого определяются главным государственным санитарным врачом Украины. СТАТЬЯ 40. ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА УКРАИНЫ Главный государственный санитарный врач Украины: а) утверждает государственные санитарные нормы, регламенты использования опасных факторов, предельно допустимые концентрации, максимальные пределы остатков в пищевых продуктах и ориентировочно безопасные уровни химических и биологических факторов в предметах и изделиях, в воде, воздухе, почве, а также устанавливает нормы радиационной безопасности и допустимые уровни влияния на человека других физических факторов; б) определяет требования относительно комплекса мероприятий санитарной охраны государственных границ Украины, контролирует и координирует деятельность органов исполнительной власти, местного самоуправления по этим вопросам; в) вносит на утверждение в соответствии с действующим законодательством проекты законодательных актов по вопросам обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения; г) утверждает вместе с центральным органом исполнительной власти в отрасли экономики и центральным органом исполнительной власти по вопросам финансов методики определения степеней риска для здоровья населения, которые создаются опасными факторами; д) представляет обязательные для рассмотрения заключения относительно проектов межгосударственных, государственных целевых и отраслевых программ по вопросам обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, профилактики заболеваний и контролирует их исполнение; е) издает предписывающие документы относительно организации и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине; є) определяет порядок ведения государственного учета инфекционных и профессиональных заболеваний, отравлений; ж) согласовывает основные направления фундаментальных и прикладных исследований в отрасли гигиены и эпидемиологии; з) согласовывает проекты норм проектирования, стандартов и технических условий, размещения производительных сил и другие проекты, которые могут повлиять на здоровье населения; и) согласовывает нормы учебно-трудовой нагрузки, режимы обучения и воспитания детей и подростков в учебно-воспитательных заведениях; і) устанавливает вместе с центральным органом исполнительной власти по вопросам надзора за охраной труда перечень работ, для выполнения которых являются обязательными медицинские осмотры, а также порядок их проведения; ї) утверждает перечень инфекционных заболеваний, при которых госпитализация больных является обязательной, а также перечень производств (профессий), к работе на которых не допускаются лица, которые болеют инфекционными заболеваниями, являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний или которым не сделана прививка против определенных инфекционных заболеваний; й) применяет предусмотренные законодательством меры для прекращения нарушений санитарного законодательства; к) согласовывает методы контроля и испытаний продукции относительно ее безопасности для здоровья и жизни населения; л) согласовывает инструкции (правила) использования продукции повышенной опасности; м) согласовывает перечень учреждений, организаций, заведений, которым предоставляется право испытания продукции на соответствие требованиям безопасности для здоровья; <...> о) в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения вносит в Кабинет Министров Украины обоснованное представление для принятия решения об установлении карантина, в котором указываются: период и границы территории его установления; перечень проведения необходимых профилактических, противоэпидемических и других мероприятий, которые могут быть проведены в связи с введением режима чрезвычайного положения и установлением карантина, их исполнители; исчерпывающе определенные временные ограничения прав физических и юридических лиц, дополнительные обязанности, которые возлагаются на них. Главный государственный санитарный врач Украины кроме полномочий, предусмотренных настоящей статьей, имеет также полномочия, предусмотренные статьей 41 настоящего Закона. Он может делегировать свои полномочия заместителям главного государственного санитарного врача Украины полностью или частично. СТАТЬЯ 41. ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР Главным государственным санитарным врачам Республики Крым, областей, городов, райо-нов и их заместителям, главным государственным санитарным врачам на транспорте и их заместителям, а также главным государственным санитарным врачам объектов с особым режимом работы в пределах соответствующих территорий (объектов) предоставляются полномочия: а) государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением органами исполнительной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами санитарного законодательства; б) систематического анализа санитарной и эпидемической ситуации, показателей здоровья населения, отдельных его групп; в) определения факторов, которые могут вредно влиять на здоровье населения, степени создаваемого ими риска для здоровья населения региона, территории, объекта, отдельных профессиональных групп и т. п.; г) контроля за проведением санитарных и противоэпидемических мероприятий, выполнением программ профилактики заболеваний, здравоохранения населения; д) согласования отведения земельных участков под застройку и другие виды землепользования, места водозаборов и сброса сточных вод, расположения промышленных и других объектов; е) принятия решений о необходимости проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, определения состава комиссий для ее осуществления и утверждения заключений; є) согласования региональных и местных программ в отрасли социально-экономического развития; ж) принятия решений о соответствии требованиям санитарных норм объектов и сооружений, вводимых в эксплуатацию; з) согласования выдачи, а в предусмотренных законодательством случаях — предоставления разрешения на осуществление видов деятельности, предусмотренных настоящим Законом; и) беспрепятственного входа на территорию и в помещение всех объектов надзора по служебному удостоверению и обязательных для выполнения указаний относительно устранения выявленных нарушений санитарных норм, а также проведения необходимых лабораторных исследований; і) бесплатного получения от юридических лиц и граждан, в том числе иностранных, которые находятся или ведут деятельность на соответствующей территории Украины, материалов и сведений, статистических и других данных, характеризующих санитарное и эпидемическое состояние объектов и здоровья людей; ї) бесплатного отбора образцов сырья, продукции, материалов для государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы; й) определения необходимости профилактических прививок и других мероприятий профилактики в случае угрозы возникновения эпидемий, массовых отравлений и радиационных поражений; к) расследования причин и условий возникновения профессиональных или групповых инфекционных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и представления материалов по этим вопросам компетентным органам для привлечения виновных к ответственности; л) применение предусмотренных настоящим Законом мер для прекращения нарушения санитарного законодательства. Такие же полномочия в пределах подчиненных территорий, объектов, частей и подразделений предоставляются главным государственным санитарным врачам центрального органа исполнительной власти по вопросам обороны, центрального органа исполнительной власти по вопросам внутренних дел, центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины и их заместителям. Другим должностным лицам органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы (врачи-гигиенисты, врачи-эпидемиологи, помощники врачей) предоставляются полномочия, предусмотренные пунктами «а», «б», «в», «г», «и», «і», «ї», «к» (в части расследования групповых инфекционных заболеваний, отравлений, радиационных аварий) и «л» части первой настоящей статьи. Главный государственный санитарный врач административной территории координирует деятельность всех расположенных на ней учреждений, заведений и подразделений государственной санитарно-эпидемиологической службы независимо от их подчинения. В случаях ухудшения санитарной или эпидемической ситуации в местах дислокации объек-тов центрального органа исполнительной власти по вопросам обороны, центрального органа исполнительной власти по вопросам внутренних дел, центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины, а также объектов с особым режимом работы полномочия главного государственного санитарного врача, его заместителей и других должностных лиц (врачей) государственной санитарно-эпидемиологической службы соответствующей административной территории, предусмотренные пунктами «в», «г», «и», «і», «ї», «й», «к» части первой настоящей статьи, распространяются на указанные объекты. Названные должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы административной территории имеют право применять на этих объектах и территориях меры по прекращению нарушения санитарного законодательства, предусмотренные пунктами «а», «б», «в», «г», «е» статьи 42 настоящего Закона. СТАТЬЯ 42. МЕРЫ ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ НАРУШЕНИЯ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Главные государственные санитарные врачи (их заместители) применяют следующие меры для прекращения нарушения санитарного законодательства: а) ограничение, временное запрещение или прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций, объектов любого назначения, технологических линий, машин и механизмов, выполнения отдельных технологических операций, пользования плавающими средствами, подвижным составом и самолетами в случае несоответствия их требованиям санитарных норм; б) ограничение, временное запрещение или прекращение строительства, реконструкции и расширения объектов согласно проектам, которые не имеют положительного заключения по результатам государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, и в случае отступления от утвержденного проекта; в) временное запрещение производства, запрещение использования и реализации химических веществ, технологического оборудования, строительных материалов, биологических средств, товаров народного потребления, источников ионизирующих излучений в случае отсутствия их гигиенической регламентации и государственной регистрации, а также если они признаны вредными для здоровья людей; г) ограничение, остановка или запрещение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ при условии нарушения санитарных норм; д) остановка или прекращение инвестиционной деятельности в случаях, установленных законодательством; е) внесение владельцам предприятий, учреждений, организаций или уполномоченным ими органам представления об отстранении от работы или другой деятельности лиц, указанных в абзаце шестом части первой статьи 7 настоящего Закона; є) изъятие из реализации (конфиска-ция) опасных для здоровья химических и радиоактивных веществ, биологических материалов в устанавливаемом законодательством порядке. ж) запрещение производства или обращения, а также изъятие из обращения пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, диетических добавок, вспомогательных материалов для переработки пищевых продуктов, а также вспомогательных средств и материалов для производства и обращения пищевых продуктов на основаниях и в порядке, установленных законами Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» и «Об изъятии из обращения, переработке, утилизации, уничтожении или последующем использовании некачественной и опасной продукции». Другим должностным лицам органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы предоставляются полномочия применять меры для прекращения нарушения санитарных норм, предусмотренные пунктом «а» (в части ограничения, временного запрещения деятельности предприятий, учреждений, организаций, объектов любого назначения, технологических линий, машин и механизмов, выполнения отдельных технологических операций, пользования плавающими средствами, подвижным составом и самолетами в случае несоответствия их требованиям санитарных норм), пунктами «в», «г», «е» и «є» настоящей статьи. По требованию должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы выполнение мер для прекращения нарушений санитарного законодательства в необходимых случаях осуществляется с привлечением работников органов внутренних дел. СТАТЬЯ 43. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР Постановления, распоряжения, предписания, заключения должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы в месячный срок могут быть обжалованы: а) главного государственного санитарного врача Украины — в Кабинете Министров Украины или в суде; б) главного государственного санитарного врача центрального органа исполнительной власти по вопросам обороны, центрального органа исполнительной власти по вопросам внутренних дел, центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины — главному государственному санитарному врачу Украины или в суде; в) других главных государственных санитарных врачей и должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы — вышестоящему главному государственному санитарному врачу или в суде. Обжалование принятого решения не прекращает его действия. СТАТЬЯ 44. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы своих обязанностей они привлекаются к юридической ответственности согласно закону. РАЗДЕЛ VI ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТАТЬЯ 45. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Работники предприятий, учреждений, организаций, действия которых привели к нарушению санитарного законодательства, невыполнению постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы, подлежат дисциплинарной ответственности согласно законодательству. СТАТЬЯ 46. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА За нарушение санитарного законодательства или невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы на лиц, виновных в совершении таких правонарушений, может быть наложен штраф в следующих размерах: на должностных лиц — от одного до двадцати пяти необлагаемых минимумов доходов граждан; на граждан — от одного до двенадцати необлагаемых минимумов доходов граждан. К предприятиям, предпринимателям, учреждениям, организациям, нарушившим санитарное законодательство, применяются следующие финансовые санкции: а) за передачу заказчику или в производство и применение конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей требованиям санитарных норм, разработчик этой документации уплачивает штраф в размере 25 процентов стоимости разработки; б) за реализацию продукции, запрещенной к выпуску и реализации должностными лицами органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 100 процентов стоимости реализованной продукции; в) за выпуск, реализацию продукции, которая в результате нарушения требований стандартов, санитарных норм является опасной для жизни и здоровья людей, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 100 процентов стоимости выпущенной или реализованной продукции; г) за реализацию на территории Украины импортной продукции, не соответствующей требованиям стандартов относительно безопасности для жизни и здоровья людей, санитарных норм, действующих в Украине, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 100 процентов стоимости реализованной продукции; д) за уклонение от предъявления должностным лицам государственной санитарно-эпидемиологической службы продукции, которая подлежит контролю, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 25 процентов стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения; е) за нарушение требований относительно соблюдения тишины и ограничений определенных видов деятельности, которые сопровождаются шумом, установленных частями второй, третьей и четвертой статьи 24 настоящего Закона, предприятие, учреждение, организация, гражданин — субъект хозяйственной деятельности уплачивает штраф в размере от пятидесяти до четырехсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан. В случае когда предприятие, учреждение, организация или гражданин — субъект хозяйственной деятельности не прекратили нарушение после применения финансовой санкции, они уплачивают штраф в размере ста процентов стоимости реализованной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг. Стоимость указанных в части второй настоящей статьи документации и продукции исчисляется по ценам их реализации. СТАТЬЯ 47. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ ШТРАФОВ И ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Постановления о наложении штрафа и применении финансовой санкции за нарушение санитарного законодательства выносятся на основании протокола о нарушении санитарных норм, оформленного в установленном порядке, и являются обязательными для исполнения. Такие постановления могут издавать: 1) главный государственный санитарный врач Украины, его заместители, главные государственные санитарные врачи Автономной Республики Крым, областей, городов Киева, Севастополя, главные государственные санитарные врачи водного, железнодорожного, воздушного транспорта, водных бассейнов, железных дорог, центрального органа исполнительной власти по вопросам обороны, центрального органа исполнительной власти по вопросам внутренних дел, центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины и их заместители — за нарушения, предусмотренные статьей 46 настоящего Закона; 2) другие главные государственные санитарные врачи и их заместители — за нарушения, предусмотренные частью первой статьи 46 и пунктами «б», «в», «г», «д», «е» части второй статьи 46 настоящего Закона; 3) другие должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы — за нарушения, предусмотренные частью первой статьи 46 настоящего Закона. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 46 настоящего Закона, и выполнение постановлений по этим делам осуществляются в порядке, установленном Кодексом Украины об административных правонарушениях. Один экземпляр постановления о применении финансовой санкции, предусмотренной частью второй статьи 46 настоящего Закона, направляется государственной налоговой инспекции по местонахождению предприятия, предпринимателя, учреждения, организации для контроля за его исполнением. В случае неисполнения нарушителем постановления в течение 15 дней со дня его издания сумма санкции взыскивается в судебном порядке. Уплата штрафов и финансовых санкций, предусмотренных статьей 46 настоящего Закона, не освобождает нарушителей от обязанности возмещения убытков предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, которые они понесли в результате нарушения санитарного законодательства. Зачисление сумм штрафов осуществляется в соответствии с законом. Возврат необоснованно зачисленной в бюджет суммы штрафа или финансовой санкции осуществляется финансовыми органами на основании решения органа, который отменил применение штрафа или санкции. Особенности применения мер административного взыскания за нарушение санитарного законодательства должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы центрального органа исполнительной власти по вопросам обороны, центрального органа исполнительной власти по вопросам внутренних дел, центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины определяются законодательством. СТАТЬЯ 48. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Предприятия, учреждения, организации, предприниматели и граждане, нарушившие санитарное законодательство, что привело к возникновению заболеваний, отравлений, радиационных поражений, продолжительной или временной утраты трудоспособности, инвалидности или смерти людей, обязаны возместить убытки гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, а также компенсировать дополнительные расходы органов, учреждений и заведений санитарно-эпидемиологической службы на проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий и расходы лечебно-профилактических заведений на предоставление медицинской помощи пострадавшим. В случае отказа от добровольной компенсации расходов или возмещения убытков спор рассматривается в судебном порядке. СТАТЬЯ 49. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Деяния против здоровья населения, совершенные в результате нарушения санитарного законодательства, влекут за собой уголовную ответственность согласно закону. РАЗДЕЛ VII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УКРАИНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНОГО И ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАТЬЯ 50. УЧАСТИЕ УКРАИНЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ Украина принимает участие в международном сотрудничестве для обеспечения санитарного и эпидемического благополучия, профилактики заболеваний и здравоохранения населения. Украина заключает соглашения о развитии и укреплении международного сотрудничества в отрасли здравоохранения, обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, принимает участие в деятельности Всемирной организации здравоохранения. СТАТЬЯ 51. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ Если международным договором, в котором принимает участие Украина, установлены другие правила, чем предусмотрены санитарным законодательством Украины, то применяются правила международного договора. Президент Украины Л. Кравчук