Дорогие друзья и коллеги. Очень поддерживаю те направления, которые вы обсуждаете и реализуете на практике.
Главное - действовать, делать шаги к большой цели, и цель будет приближаться.
По поводу покрышек. Мы в фонде Искусственные рифы" изучили обширные материалы по этому направлению.
Малая часть этих материалов нами размещена на сайте Движения "Искусственные рифы".
Почему, едва произнося слова "искусственные рифы" я слышу в ответ - "покрышки"?
Почему тогда, произнося слово "дайвинг" - в ответ я не слышу "Аппарат ИПА-3!!!" ? Или "Двенадцатиболтовка"
или "ручная водолазная помпа" ?
Наверное потому, что дайвинг уже современный,
а рифостроение еще застряло в 60 годах прошлого века,
вместе с покрышками и использованием материалов, купленных за копейки на свалке.
Это только кажется, что покрышки, это дешево.
На самом деле общая сумма затрат и проблем с ними намного больше чем кажется.
И это почти не зависит от глубины. Потому, что они на любой глубине ползают (до 40 километров за 30 лет), сдвигаются вездесущими тралами и драгами, якорями...
Единственный выход - вмуровывать покрышки наполовину в бетон - но тогда уж дешевле взять тот же бетон и сделать правильной формы конструкции, у которых эффективность в несколько раз больше, чем у вбетонированной покрышки, а стоимость перевозки, установки - ниже.
И проблем нет ни с экологической прокуратурой, ни с экологами,
ни с эстетикой дайвинга, ни со днем очистки водоемов,
ни с накоплением тяжелых металлов по пищевой цепочке от микроводорослей,
через членистоногих к мелким рыбал и к хищным рыбам, когда через 5 лет всё население покрышечного рифа дружно умирает от отравления и заменяется новым -
и это в том случае, если не сеть рыбу, которую на покрышечном рифе ловить легко...
Вывод простой - поэтому и потому, что покрышки - это дорого, неэффективно и опасно есть рыбу. А еще дороже массово доставать покрышки, разбросанные по всему морю через какие-нибудь 20-30 лет, когда развитие рифостроения нашими совместными усилиями догонит уровень развития дайвинга
Точно также , как я не пойду на 20 метровую глубину в аппарате 1948 года, потому, что безопаснее, удобнее, проще и в конечном счете дешевле для себя сейчас купить нормальное бюджетное снаряжение от Aqualung, Beuchat, Scubapro, Dive Rite и т.д. и им пользоваться, а не экономить, покупая сомнительные вещи середины прошлого века.
Желание тащить под воду материалы со свалки я могу "понять" только в случае желания кого-то накосить бабла на незаконном захоронении отходов вместо обязательной утилизации. Но такие люди - прямые враги того дела, которое мы все вместе делаем...
Отдельная история с искуственными рэками.
Там выбор четкий - если для бизнеса корабль топится - тогда понятно, почему на те же деньги не захотят делать более эффективный с биологической точки зрения проект.
Если же проект для экологии - тогда там и размеры объектов похожи на природные местообитания, и материалы, и площадь и плотность расположения на дне такая же, как на природных рифах.
Железные корабли - неоднозначный вид искусственных рифов.
Много положительного (для бизнеса), много положительного (для экологии) и также много отрицательного воздействия на те же квадратные километры (!) площади дна вокруг объекта и на их обитателей (на экологию).
Для получения одинаковых биологических результатов затопленные корабли намного дороже создания искусственных рифов из тех же рифболов.
Тут надо четко разделять бизнес и экологию. Цели разные - разные и решения.
К сожалению не имею возможности часто посещать это обсуждение, следить за ним...
Если возникнут вопросы по искусственным рифам и их современным технологиям - готов на них ответить на форуме сайта Движения "Искусственные рифы". Он на первых местах по этим словам в поисковых машинах, яндексе, гугле.
Желаю успехов в вашем благородном деле и достижения поставленных целей.
Жму руку на расстоянии.
С уважением,
Сергей Федотов
Экологический фонд "Искусственные рифы"
Тел.: + 7 910 466 49 46; +7 915 476 36 09
Skype: reefball.ru